Интерактивное оборудование сегодня, занимает очень важное место среди современных, инновационных средств обучения. Интерактивные доски и приставки, специализированные проекторы с интерактивными функциями и многие другие виды техники, предоставляют огромное количество возможностей, как для преподавания, так и для презентаций. Однако никому, до сегодняшнего дня, не удавалось создать бюджетное решение, которое бы воплощало в себе функции многопользовательской интерактивной доски и компактной интерактивной приставки, способной работать на любой ровной поверхности.
Российские специалисты создали уникальный в своем роде программно-аппаратный комплекс "Умный мел". К его достоинствам стоит отнести отличный многопользовательский режим, это то, чем пока не может похвастаться ни одна интерактивная доска в мире! Система « Умный мел » состоит из web-камеры, соединительного кабеля, лазерной указки дальнего действия, световых перьев ближнего действия и, конечно же, уникального ПО. Благодаря малым размерам, система легка в транспортировке и может быть без труда перемещена как между помещениями, так и между городами. Стоит также отметить, что стоимость «Умного мела» в разы меньше стоимости большинства интерактивных досок.
Принцип работы «Умного мела» заключается в следующем – на любую поверхность через проектор выводится изображение. На проектор устанавливается веб-камера, которая направлена на картинку, проецируемую проектором. Лазерные указки существуют двух типов – учительская – это управляющая указка, она более яркая, более тяжелая и нужна для управления системой умной мел , для управления компьютером (может использоваться как компьютерная мышь); второй тип указок – пользовательские указки или световые перья – это светодиодные указки, которые могут только рисовать разными цветами с небольшого расстояния от экрана. Световые перья созданы специально для учащихся. Учительская указка имеет более широкий радиус действия. Кроме того, нет необходимости часто подходить к поверхности, благодаря лазерной указке, преподаватель может, не вставая с места работать с компьютером, руководить презентацией или учебным процессом. Рабочая поверхность может быть любой, если маркер должен контактировать с рабочей зоной, то в случае с «Умным мелом» световые перья достаточно поднести на близкое расстояние, касаться ими поверхности совершенно не обязательно.
В составе комплекса, кроме всего прочего, web-камера и специальное программное обеспечение, которое обрабатывает сигналы лазерной указки. Используя проектор и систему « Умный мел », можно любую светлую поверхность превратить в интерактивную доску.
Сферы применения «Умного мела» могут быть совершенно разными.
В образовательной сфере « Умный мел » зарекомендовал себя как замена интерактивной доски в тех случаях, когда её размещение невозможно или нежелательно. Или же если целесообразнее купить недорогой аналог интерактивной доски, ведь « Умный мел » стоит гораздо дешевле.
Преподаватели отмечают удобство работы лазерной указки в первую очередь как дистанционного средства управления интерактивными режимами. Нет необходимости каждый раз подходить и корректировать работу ученика, сделать это можно из любого уголка класса или аудитории. Решение задач и прохождение разнообразных тестов ускоряется в разы, за счет совместной многопользовательской работы преподавателя и ученика.
Благодаря малым размерам светового пера, система « Умный мел » может быть использована в образовательных учреждениях всех типов, начиная с детских садов и заканчивая высшими образовательными учреждениями. Детям дошкольного возраста, для которых работа с большими электронными маркерами интерактивных досок может быть затруднительна, небольшие лазерные указки будут более предпочтительны. Студентам и учащимся старших классов и вовсе не составит никакого труда использовать средства управления системы « Умный мел ».
«Умный мел» в бизнесе также может заметно облегчить проведение презентаций, особенно в тех офисах, где не установлена интерактивная доска. Во многих переговорных комнатах имеются проекционные экраны, обычная интерактивная приставка не сможет на нём работать, ей нужна ровная твердая поверхность. « Умный мел » в этом случае подойдет как нельзя лучше, его можно использовать на обычном проекционном экране. Кроме того, дистанционное управление презентацией оценят во многих офисах. Все сотрудники смогут участвовать в обсуждении, их количество ограничено только количеством световых перьев.
Использование «Умного мела» в развлекательной сфере мало кого оставит равнодушным. Лазеры давно используются в развлекательных центрах, танцевальных клубах и т.д. Уже сейчас имеются различные программы, позволяющие использовать « Умный мел » в качестве «Умного стола» и это далеко не предел! Возможности программного обеспечения могут быть расширены под заказ.
Специалисты компании «Видекс» провели тестирование «Умного мела». В качестве рабочей поверхности была использована интерактивная доска, естественно в выключенном состоянии, ведь вместо нее вполне можно было использовать обычную стену или проекционный экран.
При первом запуске системы « Умный мел » её необходимо откалибровать, чтобы система смогла определять где в данный момент времени находится лазер. После калибровки можно запустить основное окно программы «Умного мела».
Как видно на скриншоте, главное окно представляет собой белую область, в которой можно непосредственно рисовать, а сверху располагается меню. Рисовать в этой области можно как учительской указкой, так и световыми перьями. Мы рисовали и тем, и другим, и вот что у нас получилось.
Для вызова дополнительного меню, необходимо подвести учительскую указку в правый верхний угол.
При необходимости можно свернуть основное окно программы и управлять компьютером с помощью учительской указки.
Проведя тестирование комплекса «Умный мел», специалисты компании «Видэкс» высоко оценили возможности системы и рекомендуют ее к приобретению тем учебным заведениям и бизнес-сфере, где по каким-либо причинам (в том числе экономическим) невозможна покупка интерактивной доски или приставки. Также рекомендуем комплекс « Умный мел » тем, у кого уже есть интерактивная доска или приставка.
Авторы - В. Семикин, Д. Орлов
Специалисты компании "Видекс" взяли интервью у одного из создателей и разработчиков комплекса " Умный мел " профессора кафедры вычислительных систем и сетей (МИЭМ) г. Москва Воскова Леонида Сергеевича.
Леонид Сергеевич, расскажите, пожалуйста, про возможности системы « Умный мел ».
Легендарный проект неоднократных участников конференции, бывших студентов, внедрен во многих школах, освещался телевидением, в интернет изданиях и в печати, реализует все требования к «умному интерфейсу» и функции интерактивных досок стоимостью в сотни тысяч рублей, а цена на порядок ниже.
Основные возможности, по которым « Умный мел » опережает, а порой и превосходит существующее интерактивное оборудование – это:
- Одновременная работа трех учеников у экрана с помощью светодиодных разноцветных мелков.
- Интерактивное рисование поверх готовых файлов.
- Рукописный ввод, распознавание и вывод на экран рукописного текста.
- Меню студии. Рабочий стол компьютера, Непрерывная доска (для показа презентаций и рисования), Рисование, Ластик, Сохранение, Мышь и т.д.
- Все функции мыши. Левая, Правая клавиши, Перетаскивание.
- Работа с рабочим столом компьютера и всеми приложениями, в том числе и интерактивных досок (1 пользователь).
- Удаленная работа учителя с экраном лазерной указкой как мышью.
Леонид Сергеевич, все это замечательно и интересно, но что делать учителю, как ему строить свой урок?
Сначала учитель может использовать свою лазерную указку, как указку-мышь для удаленной работы с экраном с уже имеющимся учебным материалом (электронные учебники, презентации и т.д.). По мнению учителей это очень удобно. Используется существующий учебный материал, учитель не привязан к компьютеру. А после некоторого навыка работа происходит даже быстрее, чем с обычной мышью.
Для коллективной работы учеников учитель обычно использует уже имеющуюся презентацию, только вставляет в нее примеры, задачи, которые обычно пишутся и решаются на доске. Презентация переводится в стандартный графический формат нажатием кнопки, можно вызывать к доске сразу троих учеников. Все готовится заранее, а результаты сохраняются. Учителям нравится эта возможность, т.к. экономится время на написание условий задачи на доске, не нарушается методика преподавания – вызывать к доске сразу несколько учеников.
Как Вы уже говорили, система « Умный мел » внедрена во многих школах. Что Вы можете сообщить об опыте использования системы ? Пробовали ли Вы предлагать свою систему в ВУЗы и колледжи?
Система « Умный мел » в течение года проходила интенсивную апробацию в московской школе №1339 в начальном классе и на уроках «Информатики» в старших классах. Она была продемонстрирована в ряде Вузов.
Вузы пока систему не приняли. Мне даже было дано поручение – разработать методику применения системы в Вузе. Преподаватели уже привыкли к интерактивной доске, особых преимуществ именно для своей работы они не видят. Во имя чего осваивать новую систему? Писать на доске – они и так пишут, работать с презентациями и приложениями – они и так работают. Удаленный показ презентаций - то же возможен. Что еще? Цена!
Если позволяют финансы, все удовлетворяет - оснащаем аудитории интерактивными досками, и, тем не менее, целесообразно установить хотя бы одну систему « Умный мел » вместе с интерактивной доской. Результаты могут оказаться неожиданными.
Один из самых продвинутых и оснащенных колледжей г. Москвы установил систему « Умный мел » в нескольких кабинетах и в зале для проведения презентаций. Системой довольны.
А вот в школе неожиданные результаты. Школы проявили экономический энтузиазм, творческий подход и здоровый консерватизм. Для установки они выбирали начальный класс с проектором и кабинет «Информатики» с интерактивной доской. Система даже была установлена в кабинете одной из школ, в котором уже были школьная доска, обычный экран с проектором и интерактивная доска. Как нам объяснили - для сравнения оборудования при оснащении других кабинетов.
3-ий класс школы №1339 г. Москвы. Мастер класс на конференции «Информатизация образовательного процесса в условиях школы с углубленным изучением информатики и информационных технологий». Оборудование – школьная доска, компьютер, проектор с мягким экраном для презентаций, система « Умный мел ». В презентацию добавлены фрагменты урока, для которых обычно использовалась доска.
Из доклада учителя. Школьной доской почти перестали пользоваться. Учитель экономит время – не пишет задачки на доске, перемещается по классу, работает с экраном лазерной указкой, как мышью, сохраняет результаты. Дети при ответе у доски раскрепостились, при коллективной работе сдружились, переживают друг за друга, стали грамотнее писать, улучшился почерк. Учитель отмечает – некоторые дети пишут быстрее, чем думают, не стараются, а « Умный мел » требует прилежания. Предложили подключить систему распознавания рукописного текста, что бы система красиво писала за учеников. «Нет, мы сами научимся писать красиво» - был ответ. Дети пишут каждый на своем расстоянии от доски и своим любимым цветом, даже исследовали, с какого максимального расстояния еще можно писать на экране. Эти и другие эксперименты детей выявили эффекты, до которых программисты никогда бы не додумались. Спасибо детям.
После занятий с экраном на уроке (10 минут) – гимнастика для глаз: «в угол – на нос – на предмет», дальше обычные занятия, дети счастливы. А если, еще им разрешить на урок приносить солнцезащитные очки? Дети из других классов ждут, когда и у них будет « Умный мел ».
Пожелания учителя – на уроке желательно присутствие психолога. Можно многое узнать о детях, их состоянии и проблемах, когда они пишут «умным мелом» Да, по почерку и по моторике письма многое можно узнать и даже проводить диагностику некоторых заболеваний. Система может это сделать – ведь сам почерк и главное моторика письма – оцифрованы. Подключим медиков, проведем исследования – «диагностика детей по почерку и моторике», напишем программы.
Старшие классы школы №1339 кабинет информатики, урок. Оборудование – сетевой компьютерный класс, интернет, интерактивная доска, система « Умный мел ». Что нового? Решение задач по логике, построение таблиц истинности, коллективная работа с кроссвордами, решение задач по ЕГЭ, прохождение тестов у доски, дистанционное тестирование через интернет. Интенсивность занятий и мотивация учеников повысилась, учитель свободно перемещается по классу. А вот при ответах у доски пользуются и светодиодным мелом, и стилусом интерактивной доски – почти поровну. Мотивировка – «стесняюсь своего почерка». Становится понятной позиция преподавателей Вузов. Она естественна, чем старше, тем консервативней. Установим систему распознавания рукописного ввода, подправим почерк и испытаем.
Леонид Сергеевич, благодарим Вас за ответы. Вы многое пояснили, поделились опытом использования системы « Умный мел », как в ВУЗе, так и в колледже и особенное спасибо за рассказ про работу с «Умным мелом» в школе. Вот где поистине выдающиеся результаты использования Вашей разработки.