К сожалению, в современном мире крайне сложно найти устройства и оборудование, которое бы можно было использовать для работы с детьми с ОВЗ. А из того, что есть, порой трудно найти именно то, чем смогут пользоватся такие дети. Тем не менее, производители стараются не забывать про этот сегмент устройств и при изготовлении оборудования принимают во внимание тот факт, что им будут пользоваться в том числе дети с ОВЗ.
Сегодня мы предлагаем разобрать кейс по использованию в школах г. Сполдинга (США) систем виртуальной реальности на основе ClassVR. Системы виртуальной реальности открывают безграничный простор для вариантов использования среди детей с ОВЗ. А благодаря наличию достаточного набора встроенных виртуальных миров, таким детям увлекательнее усваивать новую информацию.
В начале 2021 года некоммерческая школа специального образования г. Сполдинга подали заявку на грант от Фонда Flutie на покупку систем виртуальной реальности. Это учреждение обслуживает учащихся с широким спектром способностей, в том числе многих детей с аутизмом и/или ограниченной мобильностью. И для школы с самого начала было важно использовать технологию виртуальной реальности для удовлетворения потребностей всех учащихся. Что, конечно же, удалось во всей красе. Но обо всем по порядку.
При выборе устройств для покупки школе было важно наличие возможность создавать и загружать пользовательский контент. Школа Сполдинга фокусируется на уникальных потребностях каждого ученика, и стремится удовлетворить эти потребности творческими, инновационными и увлекательными способами. В этом случае, как и в большинстве других, это означало создание индивидуальных учебных структур.
Были выбраны гарнитуры ClassVR, потому что их платформа обеспечивает эффективный рабочий процесс при создании пользовательского контента – 360-градусное видео быстро и легко загружается, а интеграция с CoSpaces и Thinglink позволяет мыслить не только в физическом мире. Сами гарнитуры также предварительно загружаются, поэтому можно настроить каждую гарнитуру в соответствии с потребностями конкретного класса.
Подбор системы виртуальной реальности для детей с ОВЗ производился при участии специалиста по цифровому обучению и трудотерапевта. Проанализировав существующие исследования и подробно обсудив все еще неиспользованные области применения этой технологии, а затем поэкспериментировав с самими устройствами, они смогли сузить сферу использования виртуальной реальности до нескольких областей. Основные идеи сосредоточены вокруг физиологической и сенсорной регуляции, эмоциональной регуляции, развития навыков, социального взаимодействия и переходов (новых мест или впечатлений) - все это, как правило, представляет значительные проблемы для детей с ОВЗ.
А затем было внедрение системы виртуальной реальности ClassVR в процесс обучения. И вот как это было. Предварительное обучение учащихся имело решающее значение для успеха во время физического внедрения гарнитур, и эта работа может принимать различные формы. В некоторых случаях удавалось вербально общаться со учащимся, чтобы рассказать им о том, что такое устройства виртуальной реальности и каким будет опыт. Однако для детей с ОВЗ общение было более тщательным: физически моделируя гарнитуры, чтобы показать, что они не повредят, сначала показывали детям видеоконтент на ноутбуке, предоставляя возможность выбора с помощью подсказок и/или вспомогательных речевых устройств и начиная с контента с низкой стимуляцией в течение очень коротких периодов времени. Было обнаружено, что все учащиеся были очень восприимчивы к устройствам, как только они получили надлежащее предварительное обучение. Самые яркие успехи до сих пор были сосредоточены вокруг физиологической и сенсорной регуляции, эмоциональной регуляции и возможностей для детей с ограниченной подвижностью.
С точки зрения эмоциональной регуляции школа сосредоточилась на предоставлении успокаивающих или предпочтительных впечатлений детям, которые чрезмерно возбуждены или находятся в чрезмерно возбуждающей среде. Если ученику нравятся грузовики, или, скажем, жучки, или воздушные шары, или что-то еще, можно погрузить их в захватывающий опыт, в котором есть этот конкретный контент. Специалисты школы предположили, что при правильном и своевременном внедрении это может снизить вероятность того, что учащийся станет более напряженным или возникнет кризис в классе, предоставляя легко доступные и индивидуальные возможности погружения, когда это необходимо.
Наконец, с учащимся с ограниченной подвижностью была проведена дополнительная работа – он жаждет движения и имеет склонность к скорости! Чтобы предоставить ему доступ к занятиям, которые ранее были ему недоступны, специалисты школы провели день, снимая 360-градусный контент с учителем по обучению на открытом воздухе. С помощью этих кадров они "посадили" этого учащегося на горный велосипед на местных трассах – тех же самых, на которых его сверстники могут кататься на велосипеде. И отправили его на веревочный курс – тот же, которым пользуются его сверстники. Специалисты "водили" его на горнолыжные склоны и во многие другие места, и выражение его лица говорит само за себя.
Здесь, в небольшой некоммерческой школе г. Спотлинга, удалось внедрить систему виртуальной реальности ClassVR для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся. Учителя и специалисты школы надеятся, что их кейсом смогут воспользоваться и другие школы, чтобы найти то, что будет работать в другой уникальной ситуации, и что эти идеи заставят всех вокруг задуматься о том, как пользовательский контент может удовлетворить потребности всех детейс в ОВЗ!