Пожалуй, на сегодняшний день интерактивное оборудование одно из немногих типов универсального оборудования, которое можно использовать в любых ситуациях и с любыми пользователями. Очень радует, что именно интерактивное оборудование способно помогать учителю достигать поставленных целей, развивать детей, всячески улучшать успеваемость, развивать новые навыки. Одним словом, интерактив на сегодня – это доступный, удобный и недорогой инструмент.
Когда мы говорим про такой тип оборудования, отдельного внимания хочется уделить такой сфере его применения как работа с детьми с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ), где особенно явно встает вопрос о том, как же, собственно, можно помочь таким детям и помочь педагогам развивать таких детей, вовлекая их в технологичные возможности реальности. Дети с ОВЗ часто требуют больше внимания от учителя, повышенной подготовки, учтивости, терпения. Интерактивное оборудование, как инструмент, как помощник в первую очередь, помогают справиться с такой задачей на отлично. Мы в компании Видэкс очень рады, что в нашем ассортименте есть подобное оборудование.
Интерактивное оборудование от отечественного производителя как никто другой не способно помочь нашим российским педагогам. Постоянно обращаясь к ним за консультацией, проводя семинары и мастер-классы, удается достичь невероятных успехов, которые затем – через обратную связь – будут использованы при производстве интерактивного оборудования.
В этой статье мы хотели бы рассказать об использовании такого типа оборудования на примере НейроЛогопедического центра «Выше радуги». Это лицензированное образовательное учреждение с более чем 10-летним опытом успешной работы. В своей деятельности центр использует программы и методики развития особых возможностей головного мозга – это нейрокоррекционные и нейроакустическое методики в сочетании с инновационным оборудованием и индивидуальным подходом к каждому ребенку.
[нажмите на картинку для увеличения]
Работа за интерактивным столом детьми с ОВЗ
О каком же оборудовании мы говорим? В первую очередь, это интерактивные столы, интерактивные панели, стена и скалодром – все оно предназначено для развития навыков коммуникации и взаимодействия, как в группе, так и напрямую с педагогом. Все оборудование включает в себя программное обеспечение и игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости, конкурентоспособности, и помогают нормотипичным детям и малышам с «особенностями» через движение и игру развивать высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, учит их действовать сообща. Соревновательный элемент, присутствующий в играх, помогает сделать сам процесс обучения увлекательным, разнообразным и очень полезным. Кроме того, встроенные игры развивают не только умения и навыки, но и попутно расширяют кругозор, знакомят детей с новыми элементами природы, развивают мышление, логику и пространственное воображение.
Коррекционные занятия с детьми
Психокоррекционная работа с детьми относится к сложнейшему виду деятельности и требует от педагога тщательное подготовке и выбора правильных инструментов. Одним из таких инструментов является интерактивный пол. Какие же цели можно достичь?
Для детей с аутичными чертами РАС и нарушениями эмоционально-волевой сферы — развитие навыков коммуникации, взаимодействия со сверстниками и взрослыми; понимание инструкции, развитие мышления и координации глаз-рука; для детей с нарушениями речи ЗПРР, алалии — для «запуска» и развития речи, расширения словаря, развития фразовой речи, фонематического слуха, слухового восприятия и анализа.
Для школьников и подростков с проблемами школьной неуспешности, дисграфии, дислексии, Дискалькулии — для коррекции почерка, правописания, быстрого усвоения правил русского языка в игре.
Для детей с ДЦП, последствиями ЧМТ — для развития крупной и мелкой моторики, праксиса, координации глаз-рука, баланса.
Типы интерактивного оборудования для детей с ОВЗ
Как отмечалось ранее, практически все интерактивное оборудование можно использовать для работы с «особенными» детьми. Однако каждый тип такого оборудования развивает «свои» навыки и предназначен для конкретной цели. Педагогом может быть выбрана работа как с одним типом оборудования, так и совместно с другими, причем не обязательно помощником будет интерактив. Но давайте обо всем по порядку.
[нажмите на картинку для увеличения]
Интерактивный скалодром и его использование детьми с ОВЗ
Если мы рассматриваем младший возрастной сегмент (дети до 3-х) с особенностями в развитии (детки с ДЦП, моторными нарушениями), то здесь отлично подойдут интерактивная песочница (поможет в воображении, внесет медитативное направление деятельности, расслабит), интерактивный пол (более активная деятельность, направленная на работу мышц) и интерактивная стена (тоже активная деятельность). Интерактивная доска, например, здесь не подойдет, т.к. при работе с ней нужна повышенная концентрация, а детям с ОВЗ бывает непросто этого достичь. Поэтому мы рекомендуем использовать более-менее активные интерактивные устройства. К тому же в возрасте 3-х больший интерес вызывает игровая составляющая обучения и коррекции.
Следующий сегмент – это дети старше 3-х лет с РАС, ЗПРР и/или интеллектуальными нарушениями. Здесь уже выбор интерактивного оборудования будет пообширней: кроме перечисленных ранее пола, песочницы и стены, можно посмотреть в сторону интерактивного скалодрома и интерактивной панели. Как всегда – присутствует элемент игры, все красиво и удобно оформлено, но при этом есть и развивающая составляющая.
Более старшие детки – школьники с Дисграфией, дислексией, дискалькулией оценят использование интерактивных столов и интерактивных панелей. Взаимодействие с таким типом оборудования уже не такое активное как с интерактивной стеной «Кидалки», например. Здесь упор сделан на точечное восприятие и работу с информацией. Но, отметим, что и даже с этим оборудованием можно использовать игровые варианты обучения.
[нажмите на картинку для увеличения]
Интерактивная стена Кидалки для детей с ОВЗ
В целом, мир интерактивного оборудования дает возможность воспроизвести то, что очень сложно увидеть вживую – например, увидеть рост цветка, вращение планет в солнечной системе, движение океанов и т.п. Можно смоделировать жизненные ситуации, например, работу транспорта или трубопроводной системы. С интерактивным столом, например, ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. Ребенок понимает, что он многое может, повышается его успеваемость и уверенность в собственных силах. Интерактивное оборудование побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, вносит элемент удивления, раскрепощения детей.
Каждый ребенок с особенностями уникален по-своему и при его обучении, развитии стоит учитывать все эти факторы. Российские производители интерактивного оборудования находятся в постоянном контакте с педагогами, психологами и другими специалистами, которые напрямую взаимодействуют с детьми с ОВЗ. Именно поэтому связка «педагог-производитель» является особенно прочной и позволяет создавать и реализовывать действительно важные устройства, которые будут востребованы в профильных учреждениях. Центр «Выше радуги» стал одним из таких центров. Благодаря правильному и современному подходу в использовании различного интерактивного оборудования, а также благодаря наличию высококлассных специалистов, умеющих и желающих использовать интерактив в своей работе, у Центра есть много титулов, таких как, например, Лидер всероссийского социально-экономического проекта «Элита нации» или Лауреат всероссийского конкурса «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании 2018».
[нажмите на картинку для увеличения]
Интерактивный стол для детей с ОВЗ
Все в это в очередной раз говорит о том, что не должно быть разницы между обычными детьми и детьми с ОВЗ. Благодаря интерактивному оборудованию эта дистанция существенно сократилась и будет сокращаться. Интерактивные стены, интерактивные столы и панели, интерактивная песочница – все это будет отличным инструментом вовлечения детей с ОВЗ в обычную жизнь. А за консультацией по оборудованию, за подбором такого оборудования вы можете обратиться к нашим менеджерам любым удобным для вас способом.